История
Заводы как люди. Рождаются, учатся (часто, как и люди же, на своих ошибках), вступают в пору зрелости и старятся, когда придет срок. Родословная Миасского завода крупнопанельного домостроения, если уж продолжать сравнивать с человеческой жизнью, казалось бы, ещё не так велика и ветвиста. Но всё-таки она у него есть. И не такая уж маленькая. И почти как история государства состоит из разных этапов.
Кому первому пришла в голову идея строительства в Миассе завода по производству сборного железобетона со стопроцентной достоверностью сказать сегодня уже трудно. История точно это не зафиксировала. Хотя по тому как, кем и в каких высоких кабинетах тогда ещё Советского Союза принималось такое решение, и какова была тогда логика его принятия, можно сказать, что цепочка эта выглядела примерно так: оборонка — ЦК КПСС — обком — горком — задание тресту «Уралавтострой» и — поехали! Так что, скорее всего и здесь, каки многое тогда в строящемся Миассе, не обошлось без участия капитана морского ракетостроения в сухопутном городе Виктора Макеева и его легендарного заместителя по капитальному строительству Николая Полетаева.
Им, вероятнее всего, идея строительства завода КПД в Миассе и принадлежит. Так же, кстати, считают и, тогда первый заместитель легендарного начальника предприятия, главный инженер КБМ, ныне Почётный гражданин Миасса Николай Васильевич Бардов — Когда наше КБ сдало на вооружение несколько ракет, — говорит Н. Бардов, — то всё правительство Советского Союза полюбило КБ в Миассе со страшной силой. И денег выделяло нам в неограниченном объеме. И не только на развитие непосредственно экспериментальной базы КБ, но и на развитие всей инфраструктуры строящегося тогда машгородка. А нашему предприятию тогда крайне не хватало жилья для работников. Ну и часть тех обильных средств, отпущенных нам, решено было пустить на создание строительной индустрии в Миассе. Инициаторами этого были Виктор Петрович Макеев и, особенно, его заместитель по капитальному строительству Николай Павлович Полетаев. Я тогда был руководителем объекта, который сегодня называется Миасский машзавод. Так вот, по просьбе управляющего трестом «Уралавтострой» Ивана Ивановича Седова мы сделали комплект металлоформ для строящегося завода КПД, в которых и были изготовлены здесь первые железобетонные панели. В домах из панелей завода КПД до сих пор живут многие и многие работники Государственного ракетного центра и НПО «Электромеханика». Так что, завод КПД совсем не чужое предприятие для миасских ракетостроителей.
В шестидесятых — начале семидесятых было время бурного строительства в Миассе двух оборонных предприятий ракетостроения в северной части города. Для работников требовалось жилье. Ведомство было влиятельное. А организаторские и пробивные способности Виктора Макеева, как известно, имели ядерную мощь. Примерно такую же, как и создаваемые им изделия. Так что вскоре предложение Макеева-Полетаева было оформлено в постановление городского комитета компартии о сооружении в Миассе завода крупнопанельного домостроения. Пристально следить за его исполнением стали все партийные и компетентные ведомства. Что уж говорить про трест «Уралавтострой», в структуру которого и вписали будущий завод и в котором без промедления было принято решение в самых ударно-боевых формулировках того времени:
В декабре, на самом исходе 1972 года, завод КПД был пущен в эксплуатацию и начал выпускать продукцию, которая в первую очередь шла на строительство жилого микрорайона оборонных предприятий Миасса.
Через два месяца после сдачи завода в эксплуатацию, в марте 1973, на втором пролёте формовочного цеха была изготовлена первая экспериментальная наружная стеновая панель. А уже через год, весной 1974, государственной комиссией принят первый пятиэтажный шестидесятиквартирный дом из панелей КПД в поселке Строителей. Сегодня это дом №11 по улице Донской. Квартиры улучшенной планировки получили тогда в нём пятнадцать работников предприятия. А завод в это время непрерывно чем-нибудь прирастал. Устанавливалось оборудование в арматурном цехе. На первом пролете формовочного цеха шла отладка кассетных машин. Пропарку изделий в ямных камерах меняли на электропрогрев в щелевых. На площадях третьего пролёта формовали пригрузы для гремевшей тогда в стране ударнокомсомольской стройки — прокладки газопровода по дну Волги. А на четвертом — готовили к запуску установку для производства объёмных сантехкабин. Тогда молодые парни, а сегодня — ветераны завода всё это хорошо помнят.
А государственная промышленная политика, ещё недавно обязательная всем для исполнения, к началу девяностых как-то незаметно исчезла в общем шуме разговоров о демократизации, гласности, многопартийности и прочих вещах, с производством непосредственно не связанных. Не связанных, но между тем, как показало будущее, так сильно на него повлиявших. Кризисные явления, поразившие всю государственную плановую экономику, распад хозяйственных связей, не прошли бесследно и для Миасского завода КПД. В начале девяностых многие достижения коллектива были утрачены. Завод, ориентированный, прежде всего, на сотрудничество с миасскими предприятиями военно-промышленного комплекса, остался без заказов. Да и сами вчерашние заказчики, к слову, тоже остались без особой помощи государства.
Объёмы производства продукции КПД стали неудержимо сокращаться, что естественно приводило к увеличению её себестоимости. А с такими показателями, какие уж состязания на рынке. Жизнь в стране стремительно менялась. Начиналось время самой беспощадной конкуренции и такой же торговли. Подчас трудно было понять, кому хуже: тому, кто должен, или тому, кому должны... Не спасла предприятие и попытка создать единый строительный цикл, объединив завод с четвёртым стройуправлением. Некогда могучий трест «Ура-лавтострой» распался на частные предприятия, лишь одному из них, в качестве памятного автографа, оставив своё название. Сегодня, когда-то знаменитая в Миассе штаб-квартира треста, обвешанная пёстрыми вывесками десятков предприятий, как корабль на вечном приколе, тихо дрейфует на улице Романенко, неся на борту другое название и вспоминая свою былую мощь и славу.
Ну, а дальше, подхваченный всероссийским кризисным вихрем конца девяностых, завод КПД, как и многие предприятия пореформенной страны, заштормовал в беспокойном море российской экономики. Задержка зарплаты, выдача её натуральными продуктами, массовые увольнения... В новый век завод вступил со всеми признаками наступающего банкротства. В то время, без всякого преувеличения, решалась судьба завода. Как канатоходец на канате балансирует и осторожно ступает, пытаясь сохранить равновесие, предприятие пыталось нащупать свой путь и выбрать: в каком направлении сделать следующий шаг. Баланс предприятия был критически убыточным, и сама природа экономики поставила перед заводом свой драматический и беспристрастный вопрос: быть ему или не быть. И вот здесь уже начинается другая история...
Алексей Мачульский, технический директор завода: — По сути, уже шла речь о перепрофилировании предприятия. Мне тогда заинтересованные в этом люди даже предложили должность директора того будущего предприятия. А от завода, в соответствии с новыми проектами инициаторов таких перемен, оставался один пролёт. Какое уж тут — дома строить. Понятно, что я отказался и от должности, и вообще от участия в их команде. Мы собрались небольшим коллективом с одним вопросом: что дальше делать? Решили обратиться с письмом к властям: местным и областным. Написали, что, мол, так и так, единственное в Миассе такое предприятие стройиндустрии, которое более-менее работает, собираются похоронить. Собрали подписи в коллективе. Помню, активное участие в сохранении завода принимал Александр Николаевич Карпов, ветеран нашего предприятия. Дошло дело до губернатора Сумина, он направил сюда своего зама. Была создана комиссия. Ну и здесь уже было принято решение сохранить профиль предприятия. А до этого у нас прошло, на мой взгляд, тоже очень важное, можно смело сказать, судьбоносное собрание совета директоров: сдавать, не сдавать челябинцам — финансово-строительной компании — в аренду завод. Положение было напряженным. Споры острые. Но с преимуществом буквально в один решающий голос проголосовали в пользу челябинцев. Вот не случилось бы этого тогда — сто процентов завода КПД в Миассе сегодня не было бы. Но оно случилось. Судьба ли это, провидение? Или дело и вовсе не в случайности обстоятельств, а в необоримой закономерности и железной логике самой жизни. Ну не могла же она, в самом деле, бросить на произвол предприятие с такой историей и предать столько ярких людей, стоящих за ней. В тот сложный период после трудных раздумий и расчётов новые акционеры предприятия всё-таки решили попробовать развить производство и возродить Миасский завод КПД. Руководителем был назначен опытный менеджер, высокий профессионал в производстве строительных изделий и конструкций Дмитрий Кудрявцев.
На что же рассчитывала новая команда, пытаясь возродить завод, само существование которого висело на волоске? Дмитрий Кудрявцев, генеральный директор ООО «Завод КПД», г. Миасс: — Это непростой вопрос. Сложные были времена. Мы начинали с коллектива в сто сорок семь человек. И рынок в этом сегменте был уже поделен. Но у нас была внутренняя уверенность в своих силах, надежда на свой профессиональный опыт и было большое желание доказать в честной работе уже немного сникшему коллективу завода, что мы не какие-то проходимцы и что, объединив усилия миасцев и челябинцев, можем поставить завод на ноги. Сложностей было много. Но мы «закусили». Мы поставили цель. И мы её добились. Сегодня всего, что намечали в плане объёма и номенклатуры, — достигли. Мы — одна команда. И мы делаем одно дело, от которого зависит наше общее благополучие. Были времена, это лет десять назад, когда я говорил коллективу, что мы должны и непременно станем лучшими. Многие тогда скептически улыбались. Не верили в это. А сегодня уже вполне уверенно можно сказать: среди заводов нашего профиля на Южном Урале мы — лучшие. И по объёмам производства, и по качеству выпускаемой продукции. Да и коллектив по численности вырос почти в десять раз. Сегодня нас не сто сорок семь, а тысяча семьдесят. А по объёму продукции, к примеру, мы выпускаем больше, чем все другие однопрофильные заводы области вместе взятые.
Хотя мы не почиваем на лаврах. Мы знаем все свои недостатки и ничего не упускаем из виду. У нас хватает здравого смысла быть самокритичными. А недостатки не только замечаем, но и открыто обсуждаем их, копаемся даже, изучая возникшие проблемы до мелочей. И это помогает. Мы работаем абсолютно честно. Мы открыты для всех партнёров.
Самая опасная стадия для любого предприятия или коллектива, когда, достигнув намеченного, останавливается процесс развития. Это плохо заканчивается. Хорошо, если бесконечный поиск нового, постоянная модернизация производства, да и всей организации труда, станут на нашем заводе не только рыночной необходимостью, но и такой своеобразной традицией. Отличительной чертой завода КПД. Надеюсь, так оно и будет. На какой стадии завод КПД сегодня? — Мы опасную стадию стагнации миновали. И не оглядываясь на прошлые или достигнутые сегодня успехи, идём вперёд. Мы — в движении. Мы всегда стараемся посещать выставки, узнавать что-то новое в области технологий. У нас неизменно происходит и ротация кадров — у молодых есть свой необходимый предприятию новый взгляд и новые знания. Так что, никаких остановок — вперёд и только вперёд. К новым победам и успехам!
Подтверждение тому, что новая команда своей цели добилась, можно найти во всех цехах и подразделениях предприятия. И прежде всего в сердце завода — формовочном цехе, где сегодня, практически безостановочным потоком, идут на выход железобетонные детали будущих жилых домов, которые одновременно около сорока завод комплектует ежедневно на стройплощадках Челябинска, Магнитогорска, Копейска, Миасса — из них вырастают целые районы южноуральских городов. Да вот и ставшее теперь известным на всю страну переселение жителей аварийных домов из шахтёрского поселка Роза проходит не без весомого участия миасцев.
По объёму производства Миасский завод КПД сегодня превосходит все заводы такого же профиля в Челябинской области вместе взятые. И если верно заявил недавно губернатор, что именно строительство сегодня становится одним из главных источников дохода в областной бюджет и что Южный Урал выходит в российские лидеры по строительству доступного жилья, то вклад в этот успех Миасского завода КПД весьма существен и вполне очевиден. Буквально как грибы растут дома и целые районы из миасских бетонных конструкций.